Интервью 07 декабря 2022

«Однажды на тренировке один мальчик попросил его пожалеть». Тренеры групп начальной подготовки – о способах запомнить имена детей, забавных случаях и дисциплине

Поговорили со специалистами из разных школ.

В хоккей приходят по-разному: кого-то приводят папы и мамы, кто-то загорается игрой кумиров, а кто-то просто шел мимо ледового и в итоге задержался на десятки лет рядом с клюшками, коньками и шайбами. В тренерскую профессию тоже приходят по-разному, и не всегда это классическое «завершил карьеру – пошел тренировать»:

– Если честно, не планировал становиться тренером, – начал свой рассказа Александр Селивошко из «Шахтера». – Даже обучаясь на спортивном факультете, понимал, что не хочу быть в этой профессии, и поступил на второе высшее – на экономический факультет по специальности «Банковское дело, финансы и кредит».

Пока учился, поступали настойчивые предложения попробовать себя в роли тренера, долго не соглашался, думал, но в итоге решил попробовать.


У хоккеистов первый тренер зачастую стоит особняком, собственно, как и первые воспитанники у наставников:

– Первым набором у меня были ребята 1996 года рождения, там были Владислав Кодола, Иван Кульбаков, Дмитрий Колышкин вспоминает Николай Шаповалов из «Гомеля». – После него понял, что мне интересно ставить детей на коньки. Получаю удовольствие от того, что ребята не просто приходят, а им по-настоящему нравится заниматься хоккеем.

– Помню первую тренировку, – рассказывает не так давно завершивший игровую карьеру Александр Паценкин, который сейчас трудится в «Юниоре», –   Долго пришлось привыкать к тому, что детей много, и очень трудно заставить ребенка побыть на месте. Все разбегаются как муравьи. Со временем начал находить правильное слова.

Находить правильные слова пришлось и Ярославу Демидову из «Витебска»:

– Хорошо запомнилось, что дети в первый день обращались на «ты» пришлось переучивать.

И если запомнить имя тренера – не проблема, то выучить, как зовут всех детей, – задачка со звездочкой:

– Имена запоминал через «позывные», – продолжает Ярослав Демидов. – С каждым ребенком своя ассоциация в голове появилась. Самое распространенное в нынешнем наборе имя – Никита.

– Я просил родителей прикрепить на шлемы детей их имена, – делится самым распространенным лайфхаком тренер школы «Локомотива» Максим Ковальский. – Благодаря этому быстро всех уже и запоминал.

А вот способ тренера из «Бреста» Артура Завадского может подойти не всем. Здесь нужны сверхспособности:

– Нужно иметь феноменальную память, как у меня :) А если серьезно, стараюсь обращаться к детям по именам, и с каждым чаще контактировать.



И если с именами детей еще что-то можно придумать, то с именами родителей… На них-то табличку не приклеишь. Но в Новополоцке нашли выход:

– Стараемся всех запомнить, с каждым поговорить. Для более тесного контакта с родителями проводим эстафеты «Мама, папа, я — спортивная семья», тоже способствует быстрому запоминанию, – делится опытом Дмитрий Пошелюк.

Вполне рабочий способ придумали в Солигорске:

– В родительских чатах, группах просим написать свое реальное имя и поставить фотографию - так и запоминаем. Мне это легко дается. Проблем не возникало, – рассказывает Александр Селивошко.



Не обходится в работе с малышами и без веселых историй, одну из них рассказал Артур Завадский из «Бреста»:

– Попросил ребенка взять фишки в раздевалке, и принести на лед. После десяти минут его отсутствия звоню родителю, чтобы проверил, куда тот пропал. И вот он мне рассказывает: захожу в раздевалку, стоит ребенок напротив фишек по стойке смирно. На вопрос о том, чем занят, ответил: «Артур Николаевич сказал наблюдать за фишками.

– Самое забавное, это когда тренер может упасть, и все дети смеются, – продолжает Николай Шаповалов.– А когда уже они сами падают на лед, то вспоминают падение тренера и еще больше начинают улыбаться :)

Но бывают и грустные истории, как, например, в Орше:

– Однажды в процессе тренировки ко мне подошел один мальчик и попросил его пожалеть, это было очень неожиданно, – делится Максим Ковальский.



Веселье, тренировки – это, конечно, здорово, но иногда приходится прибегать и к дисциплинарным мерам. Вот какие они для шестилетних малышей:

– Присесть, отжаться, – рассказывает Игорь Коваленя. – Меры какие-то должны быть, но они не должны быть жесткими, обидными. Не должны наносить каких-то психологических травм ребенку.

– Приходится много разговаривать, крайне редко присаживаем на скамейку, хотя для них это одно из наиболее строгих наказаний, – делится своей методикой Александр Селивошко. – Самое суровое наказание – это оставить в конце тренировки без игры в хоккей. Морально ребята очень тяжело переносят такое наказание.



Но, конечно, хоккей – это круто, и работать с детьми – это кайф. Вот почему:

– Самое классное – это когда дети получают заряд положительных эмоций, уходят довольные, говорят спасибо и ждут новой тренировки, – говорит Николай Шаповалов.

– Классно абсолютно все. Если у ребенка и у тренера есть желание, образуется связь, некий поток обмена энергией. Когда это происходит, работа и труд превращаются в сплошное удовольствие, – добавляет Артур Завадский из «Бреста».

– Эмоции, общение и юмор. У нас даже есть рубрика «интервью», где мы задаем смешные вопросы ребятам. Но самое классное для меня – это наблюдать за детьми, когда они прогрессируют, добавляют с каждым днем, – добавляет Ярослав Демидов из «Витебска».

– Если любишь работать с детьми, просто, глядя на них, уже становишься довольным. Очень воодушевляет, когда получается у детей, то, что я от них хочу, – делится своей мотивацией Игорь Коваленя.

Кстати, некоторые хоккейные школы осуществляют набор детей прямо по ходу сезона. Всю информацию можно найти на официальных сайтах хоккейных клубов Betera-Экстралиги.



Текст: пресс-служба ФХБ