Betera-Экстралига
Витебск 2
Юность 3
Сб, 07.09.24
Betera-Экстралига
Шахтер 1
Гомель 4
Сб, 07.09.24
Betera-Экстралига
Металлург 4
Брест 5
Сб, 07.09.24
Betera-Экстралига
Неман 2
Химик 4
Сб, 07.09.24
Betera-Экстралига
Локомотив 1
Лида 0
Бул
Вс, 08.09.24
Betera-Экстралига
Могилев 2
ДНМ-Молодечно 5
Вс, 08.09.24
Betera-Экстралига
Славутич 5
Авиатор 1
Вс, 08.09.24
Событие 11 августа 2024

Поиск командных настроек, слабая атака и утраченная магия Пушкова. В какой форме «Брест» подходит к Евро-Азиатскому Кубку Дружбы?

Если судить по горячим следам матча с «Шахтером» и выступлению в Кубке Салея в целом – «зубры» не внушают больших надежд. Но какой турнир они сами считают приоритетным?

Ответ на этот вопрос может стать для «Бреста» и спасительной веревочкой, и петлей на шее. Интерес к международному турниру, где играют лишь чемпионы и вице-чемпионы своих стран, безусловно, выше – и для «зубров» этот опыт дебютный. Все новое, как известно, выглядит более привлекательным, чем хорошо знакомое. Но ни в одном интервью клубного руководства, тренерского штаба или игроков вы не встретите фраз в духе «Мы сливали Кубок Салея в угоду Кубку Дружбы». И даже более завуалированные вариации «Мы рассматриваем этот турнир как этап подготовки к следующему» тоже не звучали. Так что и Кубок Салея никто не сбрасывал со счетов. И в этих матчах брестчане дали определенную пищу для размышлений о форме команды здесь и сейчас.

Что там получилось в Кубке Салея?

Или, скорее, что не получилось. Точно не получилось оправдать высокие авансы. «Брест» быстро приучил к хорошему и своих болельщиков, и сторонних представителей хоккейного сообщества. Два «финала четырех» Кубка Салея за два года, бронза в турнире прошлого сезона, серебро Кубка Президента. Ожидания от «зубров» росли прямо пропорционально их результатам. И теперь в оценке лета-2024 все рассуждающие автоматически становятся заложниками этих самых ожиданий. А сами брестчане стали заложниками очень плотного августовского календаря, где хочешь не хочешь, а надо расставлять приоритеты. Есть ощущение, что для Кубка Салея была выбрана самая нехитрая тактика: идем от матча к матчу, а на финише глянем, что получится. Что ж, их финиш наступил 11 августа – и без «финала четырех», и даже без стыковых матчей. Концовочка выглядит еще грустнее, если вспомнить, что в трех матчах с топ-клубами Betera-Экстралиги «зубры» забросили всего две шайбы. А в четырех из шести поединков вообще не забрасывали больше одной – при 17-ти в пассиве.


Посыпать голову пеплом после таких результатов было бы глупо. Можно вспомнить совсем недавние примеры, когда в Кубке Салея «засыпались» и «Шахтер», в одну калитку выигрывавший затем регулярный чемпионат, и «Металлург», который потом не отдавал никому Кубок Президента. Результат августа вовсе не определяет результат всего сезона. Но если в Минске, Солигорске, Жлобине и Гродно уже давно привыкли к высоким ожиданиям от своих команд, то для Бреста сие – в диковинку. И можно понять опасения болельщиков, которые не хотят, чтобы их команда вновь откатилась в хвост топ-8 или топ-10 в чемпионате.

Тренерский мост

Уход Сергея Пушкова в минское «Динамо» за пару недель до официального старта сезона стал в Бресте громом среди ясного неба. Заметим, в Бресте – без кавычек. В клубе, как с руководством, так и с игроками, Сергей Михайлович явно такой вариант обсуждал – и в конце концов все расстались на дружеской ноте. Российский специалист даже посетил несколько матчей «Бреста» в Кубке Салея: поддержал, подзарядил, посмотрел, как там без него. Но многие болельщики такое тренерское решение не поняли, не приняли и не простили. Результаты Кубка Салея недвусмысленно подпитали опасения: магии доброго волшебника Сергея «Дамблдора» Пушкова больше нет. А ведь именно его (и ее) считали главным творцом серебряного чуда прошлого сезона.


Олег Малашкевич – давний соратник Сергея Пушкова. Руководство клуба дало ему шанс поработать в статусе «и.о.», чтобы продолжить генеральную линию предшественника. Да и найти замену оперативно на тренерском рынке не так просто. У Олега Александровича за плечами – сумасшедший игроцкий опыт, но в роли главного тренера этот самый опыт просто мизерен. А ожидания и требования, повторимся, – высочайшие. Статус «и.о.» Малашкевичу выдавался на август. А дальше должно последовать некое решение руководства: либо произвести специалиста в полноценный чин главкома, либо вернуть ему статус помощника, а у руля поставить кого-то еще. Первый лакмус для Олега Александровича вышел неубедительным. Отдельные черты «пушковского хоккея» остались, но «Брест» сейчас, скорее, похож на себя образца прошлого сезона при Владимире Свито. Слабая реализация моментов, отсутствие игры первым номером и ставка на то, что пропустим меньше, чем сможем забить. Ведь даже в победных матчах с «Динамо-Молодечно» и «Лидой» «зубры» нет-нет, да и позволяли сопернику диктовать свои условия. А былой надежности обороны больше нет: в среднем 3,67 пропущенных шайб за матч.

Кадры и раскадровки

Тренерский пункт мы сознательно поставили выше игроцкого, но не потому, что мостик важнее лавки в стратегическом смысле, а потому, что уход Пушкова и передача вожжей Малашкевичу состоялись еще до первых матчей брестчан этим летом. О том же, насколько «Брест» усилился или ослаб, сложно судить даже сейчас – слишком мало игр и времени было у новичков, чтобы раскрыться. Тот же Павел Варфоломеев – последний новобранец «зубров» на минуту написания сего текста – с колес сыграл с «Шахтером» и… почти никак себя не проявил. Как и вся команда в целом. Судить ли его за это? Да едва ли!


Можно ли судить об игре Сергея Романовича, который серьезно сломался в матче с «Лидой»? А ведь защитника брали на ведущие роли в команде. Травма, к счастью, менее серьезная, настигла и одного из ведущих форвардов клуба – Виктор Бовбель пропустил две игры. Как, кстати, и Александр Малявко. Уровень кадровых потерь и ротация оставшихся штыков говорят об одном – какого-то слитного «Бреста» в этом Кубке Салея мы так и не увидели. Эксперименты с составом продолжались до последнего.

Возможно, после Ташкента команду ждет еще одна череда кадровых перестановок. Слухов вокруг состава «Бреста» перед стартом регулярного сезона ходит много, но пофамильно мы тиражировать их лишний раз не будем. Отметим при этом банальные истины: внутри раздевалки высокая конкуренция – это хорошо, а вот кадровая чехарда и неуверенность в своем завтрашнем дне – штука для команды губительная. Поиск командных настроек в «Бресте» продолжается и грозит затянуться как минимум на первые недели осени. И смонтировать всю пеструю скамейку в один победный сериал будет не так уж просто.

Головная боль брестского утра

Про отсутствие реализации моментов в «Бресте» не говорил в последних матчах только тот, у кого журналисты про это не спрашивали. А так и в комментариях Олега Малашкевича, и в словах игроков – одна красная нить: нужно забивать свое! Не получается. Причин можно найти с десяток: где-то не везет, где-то не хватает последнего паса, где-то дрогнет рука в момент броска, где-то блестящ вратарь, а где-то и Меркурий окажется не в том доме. Лучшим бомбардиром команды в Кубке Салея стал… защитник Константин Татаренко, в активе которого 3 (2+1) балла. Столько же набрал и каждый из братьев Малявко, но и у Сергея, и у Александра – 1+2. Конкуренцию Татаренко в снайперском плане составил только Денис Цыганов – у него тоже два гола. Но это далеко не те цифры, которые дают повод для восхищений.


Не последним фактором плохой игры в атаке является и банальная усталость. «Бресту» с каждой игрой все тяжелее доезжать до чужих ворот. В Лиде «зубры» исполнили 48 бросков по воротам «рыцарей». В створ ворот «Немана» попали 33 раза. Вратаря «Юности» побеспокоили в 23 случаях. А вот «Шахтер» практически обеспечил Алексею Снытко курортный режим – лишь 16 выстрелов по его воротам. «Брест» от матча к матчу становился все тяжелее. Повышенные нагрузки – в данном случае не оправдание, ведь и другие команды в схожей ситуации. «Зубры» просто выглядят хуже, чем их конкуренты – и с этим не особо поспоришь, глядя на то, что демонстрирует команда на льду. Отдых до Ташкента короток, но смена обстановки, возможно, пойдет команде на пользу.

Беззубую атаку не спасают и вратари. Коэффициенты надежности Максима Городецкого и Сергея Бронникова пока удручают – 3,19 и 3,92 пропущенных шайбы в среднем за матч соответственно. Процент отраженных бросков – 89% у Максима и 86% у Сергея. Цифры, от которых в Бресте отвыкли вообще все, учитывая сумасшедший вклад вратарей в успехи предыдущих сезонов. При этом сложно обвинить голкиперов в том, что они занимаются «ловлей бабочек» в рабочее время. Скорее, тут дело в том, что в командном механизме какая-то важная деталь определенно не работает.


Так в Ташкенте чего-то ждать от «зубров» или нет?

Наверное, лучше не ждать – и приятно удивиться, чем построить воздушные замки и рыдать над их руинами. Мы пока не можем судить, в какой форме к турниру подойдут «Хумо», «Арлан» и АКМ, но это статусные и интересные команды, с которыми никакого проходняка не будет. Брестчанам нужно отталкиваться не столько от соперников, сколько от себя.

А еще «Бресту» предстоит пройти большой путь, чтобы осознать себя на тех высотах, которых «зубры» достигли в прошлом сезоне. Это касается буквально всех аспектов: кадрового подбора игроков, тренерского штаба, отношения со стороны соперников и отношения к соперникам. Да даже банального интернета и качественной картинки в трансляциях из местного Ледового дворца. Сейчас «зубры» – только в начале этого пути. И набивают на нем вполне закономерные шишки. Но идут вперед. В этом случае главное – ни за какие коврижки не останавливаться. Путь команды назад к борьбе за зону плей-ин не поймет, пожалуй, никто…

Текст: Дмитрий Шиферштейн