Интервью
26 февраля 2024
Роман Юпатов: если люди покупают валидол – значит, мы на правильном пути. Людям кайфово, хоккей их затягивает, это офигенно
Главный тренер «Витебска» – о волевой победе над «Гомелем» (5:4) и финише регулярного чемпионата.
– «Гомель» задал очень хороший темп в начале матча, не сказал бы, что мы долго входили в игру, наверное, активность и хороший темп были у хозяев на протяжении половины встречи, для соперника ничего не предвещало беды. Но в одной из позиционных атак игрок хорошо зацепился за шайбу и, в общем-то, второй гол стал переломным моментом и таким толчком для наших молодых ребят. Благодарен коллективу за то, что без лидеров ребята взяли на себя ответственность, смогли переломить достаточно тяжелый для нас матч и выиграть.– Чем вызвано отсутствие лидеров?
– Паузу дали, просто пауза. У нас достаточно ребят, которые не получали достаточной игровой практики, и нам для коллектива было в первую очередь важно перед плей-офф сплотить его, посмотреть, как команда будет действовать без лидеров в сложной ситуации, где надо быстро адаптироваться, принимать решения. Сегодня наше звено, просто назовем их «красное», звено молодых ребят, которые не забивали, те же Медведев, Гавриленко, они сегодня проявили лидерские качества. Я искренне рад за них, за коллектив.
– Роман Антонович, в этом сезоне «Витебск» одержал пять из пяти побед над «Гомелем». Можно ли сказать, что вы нашли какой-то ключик от этой команды?
– Нет, вам так кажется. Если вы историю матчей посмотрите, то мы, например, в прошлом сезоне некоторым командам проигрывали четыре матча из пяти, а в этом сезоне, наоборот, мы выиграли столько. Сезон на сезон не приходится. Вы поймите: у нас привыкли оценивать все только здесь и сейчас. Поймите, ни один клуб в любом виде спорта не может быть всегда победителем. Возьмите «Баварию», она 16 лет выигрывала, а в этом году – «Байер» [с серьезным отрывом лидирует]. То же самое и здесь. В клубах постоянно меняются игроки, уходят какие-то люди, лидеры, какая-то молодежь перемещается туда-сюда. Идут какие-то перемещения, которые всегда влияют на коллектив, его постоянно приходится формировать. И это во всех клубах, везде все одинаково. Поэтому бывают удачные серии, бывают удачные периоды в сезоне, бывают удачные сезоны.
Здесь может быть фактор в том числе и удачи. Мы, например, в августе должны были ехать сюда, но пока здесь меняли площадку, мы ездили в Жлобин на товарищеские встречи с «Гомелем». Опять же, люди без домашней арены готовились к сезону. Есть множество нюансов, но мы просто видим только конечный результат, а как сезон протекает, мы не всегда видим.
Потом, опять же, мы играли после паузы. В заключительном круге проводим не спаренные встречи. Если бы мы провели спаренные матчи, то не факт, что мы бы после победной первой игры 13 февраля выиграли бы через день, 15 февраля. Сработал бы реваншизм у соперника. И по сезону вы же видите, что есть клубы, которые не смогли ни разу оба сдвоенных матча выиграть.
Я вообще, скажу честно, всю жизнь в этих в регламентах. Я работал с игроками 2000 года рождения в Витебске, когда начинал свою тренерскую карьеру. Тогда я играл и с повязками, и в два звена мы играли двумя вратарями. То есть я все регламенты уже пережил и все это прошел, всегда приходилось подстраиваться. Поэтому сезон на сезон не приходится. Может быть, в следующем сезоне будет наоборот. Понимаете? Никаких ключей мы не ищем, у нас все ключи в Форте Боярд у Паспарту остались.
– Какие основные моменты столь удачного выступления команды в этом сезоне вы назовете? Именно в этом сезоне показали лучший результат в истории клуба.
– Несмотря на наши, скажем так, внутренние трудности, которые существуют, они так и остались, они не разрешены и на протяжении четырех лет мы постоянно с ними сталкиваемся, существуют определенные обещания, которые не выполняются, но, наверное, самое главное в этом году – это просто коллектив, именно сами ребята, подбор игроков позволяет держать эту планку, несмотря на какие-то моменты. Поэтому мы просто работаем, как и все.
– В последние годы у многих болельщиков сложилось мнение, что «Витебск» – это команда не для плей-офф, всегда что-то не получается в нокаут-раунде. В этом сезоне опровергнете мнение таких скептиков?
– Давайте не забывать, во-первых, о том, что мы в любом плей-офф играли против клубов, у которых есть «чемпионская память». Скажем так, в прошлом году мы встречались с «Юностью», это один из самых статусных клубов. Мы сейчас только преодолеваем тот этап, когда из аутсайдера переходим в статус хорошего середняка, то есть по подбору игроков, по финансам, по всему остальному. Скажем так, что в этом году мы, наверное, и работали на такой результат, чтобы нам попался соперник менее статусный. Это не значит, что менее слабый, в этой лиге вообще не разберешь, кто здесь кого и когда обыграет. Плюс начать серию дома – это большое дело.
Понимаете, если в прошлом сезоне мы можем по некоторым статистическим показателям взять и проигранные матчи, и серии, и все остальное, то в этом сезоне не было игр, где бы мы пропускали больше четырех шайб. Это первый момент, первое слагаемое. Второе – это то, что мы не проигрывали больше двух встреч подряд. Это тоже определенный момент, который дает нам, в принципе, какую-то определенную уверенность и не дает журналистам и многим болельщикам думать об этом на определенном этапе. И обратите внимание на то количество шайб, которое мы пропускаем: у нас практически паритет с «Шахтером», там плюс-минус одна шайба, но это еще не факт, завтра они с «Юностью» играют, посмотрим, чем там закончится.
Вы же поймите, что последние туры тяжело играть. Ни для «Гомеля», ни для нас эта игра, по сути, ничего не решает. Мы решаем свои задачи. Если бы мы через 2-3 дня стартовали в плей-офф, как это происходит во всех лигах, то это один момент, а мы стартуем через две недели. Попробуйте убедить игрока, который завтра уже уезжает на выходной, сыграть в хоккей. Понимаете, у нас вообще идет постоянное убеждение, мы просим игроков за зарплату играть в хоккей, постоянно убеждаем их в том, что это им надо. Я думаю, что не я один подобным занимаюсь. Понимаете, не все так просто, я же говорю, что вы видите только вершину айсберга. Трудности, я думаю, есть у многих тренеров.
У нас же как? Тренер плохой – сняли тренера. Тренера сняли, а он потом ищет себе работу, ему тяжело ее найти. А игрок? Собрался, по Золотому кольцу проехался, сел на поезд и уже в следующем городе. Там попробовал, сезон посидел, потом в следующий город поехал. У него всегда есть право на ошибку, а у тренера его нет.
Я всегда говорю про качество работы, мы должны что-то каждый раз приобретать, мы должны на что-то работать. Если мы работаем на своих местных воспитанников, я рекомендую вам литературу Лобановского прочитать. Прочитайте, там он очень грамотно в книге говорит: у нас руководство хочет, чтобы развивали молодежь, хочет результат и хочет красивую игру. Лобановский сказал, что это невозможно, надо выбирать что-то одно: либо мы развиваем молодых, либо мы делаем результат, либо мы показываем красивый хоккей. На сегодня в том же «Витебске» я не могу заниматься развитием молодежи, у меня во главе стоит результат. Потому что если я, например, не дам результат, то дальше останусь без работы.
Красивый или некрасивый хоккей – не мне оценивать, а болельщикам. Если у нас собирается 2000 зрителей на матче, значит, им нравится хоккей. Если они покупают валидол – значит, мы на правильном пути, значит, мы работаем на отечественные фармацевтические компании. Людям кайфово, хоккей их затягивает, это офигенно. Было бы скучно, если бы в этой последней встрече, которая ничего не решает, сыграли бы по нулям или 1:1. И что дальше, как привлечь болельщика? Ему надо зрелище. Понятно, что болельщик хочет, чтобы команда дома побеждала, и хочет уходить в хорошем настроении после матча. Ну ничего, завтра у людей будние дни, все проснутся утром, пойдут на работу и забудут хоккей, который сегодня был. И мы забудем, отключимся на наших выходных сейчас.