Интервью 07 мая 2024

«Иногда у нас люди в минус на матчи ездят». Владимир Наливайко – о признании лучшим арбитром, авторитете и наказаниях судей

Поговорили с ветераном цеха.

На ежегодной церемонии закрытия сезона в Betera-Экстралиге награждают не только хоккеистов, тренеров, менеджеров и медиаслужбы. Сразу две статуэтки уходят арбитрам – людям, без которых невозможно представить ни один матч. Ранее отмечали только главных, с сезона-2023/24 – и линейных.

В предыдущие годы награды получали Петр Амосов, Максим Сидоренко и Виктор Пляц. В апреле 2024-го в почетный список лучших добавился Владимир Наливайко – судья с огромным опытом, чей авторитет в лиге непререкаем. Уважение коллег и представителей клубов он заслужил годами кропотливой работы на льду и над собой. Сейчас Владимир не только продолжает заниматься любимым делом, но и передает накопленные знания молодому поколению.

Hockey.by поговорил с судьей на церемонии закрытия – о его признании, работе, реакции на критику, взаимодействиях с участниками матча, спорных эпизодах, личном развитии и не только.


– Статуэтка лучшему арбитру для вас многое значит?

– Конечно, это признание твоей работы в течение всего сезона. Признание заслуг, которые были до этого. Очень приятно и ценно. Подталкивает в дальнейшем работать еще усерднее.

– Лучший арбитр выбирался голосованием, расскажите о нем.

– В этом сезоне оно было интересным, проходило в два этапа. Сначала из общего списка выбирали кандидатов в полуфинал, затем было финальное голосование. В нем принимали участие все судьи, каждый мог отдать предпочтение своему номинанту.

– Вас признали коллеги, что подтверждает авторитет и статус классного судьи.

– Вдвойне приятно, что за столько лет ты остаешься в этой семье востребованным, нужным. Не только в судейской, но и в целом в хоккейной. Хочу еще раз отметить, что это не только признание моих заслуг. Без моих коллег, без моих помощников на льду и за его пределами я бы не смог заслужить и получить этот приз.

– Было ли предчувствие, что он достанется именно вам?

– Предчувствие всегда есть. Ты ощущаешь, как работаешь, понимаешь, что все складывается успешно. Здесь, как и у хоккеистов, есть доля везения. Когда на льду все получается хорошо, наверное, где-то возникает предчувствие.

– Могли вы лет 10 назад представить, что будете на такой церемонии лучшим арбитром?

– Я не сомневался, что мы придем к такому мероприятию, что и произошло три года назад. Это, безусловно, заслуга федерации хоккея, менеджмента, которые смогли заинтересовать людей, организовавших такое событие. Это приятно. Лет 10 назад было другое время, другие интересы, другие задачи у федерации. Здорово, что теперь такая церемония есть.

– Каким получился сезон-2023/24 по сравнению с прошлым?

– Каждый – по-своему специфический. Всегда пытаешься найти что-то похожее, что когда-то уже было в какие-то годы. Но в этом сезоне было очень много нового, приятного. В финале играли соперники, пробившиеся туда не с верхних мест в регулярном чемпионате. Команда из плей-ин дошла до финала благодаря своим бойцовским качествам, характеру – вот это новое.

– А в судейском плане? Были ситуации, с которыми вы ранее не сталкивались?

– Сейчас технологические возможности стали выше. Есть видеоповторы, видеопросмотры, есть запросы тренеров на какие-то вещи. В плане принятия решений они помогают, дают возможность поступить правильно. Не могу вспомнить, чтобы оказался в такой ситуации, в которой оказался «Брест» в последней игре финала, когда шайба прошила сетку и вылетела.

– Поняли в моменте, что гол был?

– Ощущал, что шайба побывала за линией. Понимал, что вратарь пропустил ее через себя, и она попала в сетку. Но здесь методические нюансы. Судья не смотрит на ворота в таких ситуациях, потому что у тебя есть видео, много камер, технологии, которые помогают определить правильность взятия. Арбитр сконцентрирован на бросающем игроке и на том, кто его преследует. Смотрит, чтобы не было нарушений, помех вратарю. Первое, что я сделал в том моменте – посмотрел на табло. Нужно было понимать, какое время искать на видео, если игра надолго затянется без остановки.


– У нас арбитры часто подвергаются критике. Как повысить их авторитет, чтобы негатива стало меньше, а судей воспринимали как часть игры?

– Люди приходят на трибуны посмотреть не только на хоккеистов, но и выплеснуть эмоции. Хорошо, если они положительные, но бывают такие игры, когда команда, за которую ты болеешь, не побеждает, поэтому негатив тоже нужно куда-то выплескивать. Если мы заслуживаем такого, это наша вина. Если не заслуживаем, нужно воспринимать это как должное. Люди приходят получить и выплеснуть эмоции. И к тому, что происходит на льду и вне льда, мы должны готовиться не только физически, но и эмоционально.

– Читаете комментарии в социальных сетях?

– Уже лет пять как не читаю. Раньше это как-то модно было – лазили, выискивали. А сейчас нет, потому что общаешься внутри коллектива, информации стало намного больше в плане видеонарезок твоих действий – как правильных, так и неправильных.

– Помню, когда-то арбитрам запрещали присутствовать в соцсетях. У нас такого нет?

– Нет, это не запрещено. Мы не ограничены в плане права вести социальные сети и иметь в них аккаунты.

– Когда работаешь на льду, можно услышать разные реакции зрителей. Они задевают?

– На льду ты полностью сконцентрирован на игре и на том, как ее провести. Слышишь игроков, тренеров и понимаешь, что где-то нужно сделать корректировку, если что-то пошло не так. Больше общаешься со своими партнерами на льду, судьями, чтобы понимать, как развивается матч, что в нем происходит. Игрокам нравится играть при полном стадионе, сумасшедшей атмосфере – судьям тоже. Когда трибуны битком, ты работаешь на драйве. В любой работе есть как негатив, так и позитив, это нормально.

– В КХЛ и других сильных лигах есть практика оперативно объяснять спорные моменты. Как считаете, нам к ней стоит прийти?

– В последнем плей-офф мы к ней уже прибегали. В частности, объясняли неординарную ситуацию с просмотром во время полуфинальной игры в Жлобине, когда отменили взятие ворот, потому что перед ним случилось нарушение, которое ведет к наложению штрафа. Все было сделано по правилам – и методически, и тактически абсолютно верно. Объяснение спорных моментов гасит негатив. Люди высказываются на эмоциях, волна идет все больше и больше, а когда публикуешь квалифицированное пояснение, человек успокаивается и понимает, что все было сделано верно.


– Реально ли давать такие объяснения уже по ходу матчей, а не на следующий день?

– Это обсуждается. Всегда нужно расти, двигаться вперед. В этом сезоне была прекрасная практика, когда специально обученный человек сидел в федерации хоккея и нарезал все моменты с матчей, сомнительные и правильные – все твои решения в игре. После нее ты получаешь видео в свое распоряжение. Хорошая штука для учебы, для школы. Раньше такого не было, сейчас появилось. Надеюсь, следующим этапом станут объяснения спорных эпизодов прямо во время матчей.

– Многих интересует, наказывают ли арбитров?

– Наказывают, и очень сильно! Иногда у нас люди в минус ездят на матчи.

– Какое самое жесткое наказание было у вас?

– Лишение 50 процентов гонорара.

– Это за самые серьезные ошибки, которые могли повлиять на исход матча?

– На результат в моем случае не повлияло, просто мы не заметили, что шайба пересекла линию ворот. А потом клуб, который пропустил, в обзоре выложил этот момент как лучший сейв вратаря. Пересмотрели и оказалось, что шайба пересекла линию ворот. Ошиблись тогда, признаем это. Но и были наказаны соответствующе.

– Часто ли к вам врывались в судейскую после матчей?

– Не припомню таких ситуаций. У нас службы безопасности отлично работают, поэтому даже представить подобное сложно. Раньше? Раньше были другие времена :)

– Тройка лучших арбитров экстралиги?

– Это наш топ – те, кто был номинирован на звание лучших на церемонии закрытия [рефери Виктор Пляц, Петр Амосов и лайнсмены Валерий Гоцуля, Артем Лабзов, Юрий Мищенко]. Ребята, на которых можно в любой момент положиться и без сомнения выходить с ними на работу.

– Какой путь нужно пройти, чтобы стать главным арбитром?

– Абсолютно не быстрый путь. Во-первых, человек должен быть фанатом хоккея, разбираться в нем, понимать все нюансы, психологию хоккеистов и тренеров. Просто выучить правила – этого мало. Я раньше говорил, что судья – это режиссер хоккейного матча, он руководит им. Много нюансов в профессии.

– Один из них – характер игры. Справедливо ли утверждать, что в начале матча вы бы дали удаление за определенное нарушение, а в концовке уже нет?

– Характер игры – это немного другое. Например, если две команды настроены на силовую борьбу, нужно дать им сыграть. Этого хотят оба соперника. Когда же одна команда играет в техничный хоккей за счет своих лучших качеств (катания, бросков, передач), а другая – в антихоккей, то нужно анализировать, где выдать удаление и где нет. Тогда ты повлияешь на ход матча. Кроме того, нужно понимать психологию хоккеистов, особенно в плей-офф. У кого-то могли быть конфликты, кого-то задели, и он мстит сопернику. Точно так же нужно смотреть на случаи, когда вратарь все ловит, и противник пытается воздействовать на него физически, психологически. Такое нужно пресекать.

– Самый резонансный эпизод прошедшего финала – стычка Косова и Антипова в первой игре. Можете его объяснить? Вы как раз работали на том матче.

– У Косова случился эмоциональный срыв. Не думаю, что было какое-то желание нанести сопернику травму. Это просто эмоциональный срыв человека, когда после тяжелейших стадий плей-ин, четвертьфинала и полуфинала нервы на пределе. У него должно было когда-то выстрелить. Тем более, долго не получалось забить, счет крупный. Возможно, из-за совокупности факторов такое произошло.

– Ваша тройка самых дисциплинированных игроков и тренеров?

– Все тренеры, которые сейчас работают в клубах, что бы про них ни говорили другие, всегда идут на контакт. С ними можно открыто разговаривать и после игры, и во время, если возникают нюансы. Конкретно для меня нет проблем контактировать с тренерами. Поэтому выделять никого не буду. Так же и с хоккеистами. Та атмосфера, которая на льду во время любых матчей – для меня она положительная.

– В поражении любимой команды болельщики часто винят именно судей. Как людям смотреть именно хоккей и не зацикливаться на правильности удалений?

– Это абсолютно нормальные вещи, которые будут всегда. Их никак не уберешь. Много ситуаций во всех лигах, когда площадки забрасывают разными предметами. Для меня они являются элементом боления. Да, регламент такое запрещает, но пусть в случае прецедентов разбирается руководитель клуба. Для меня же замечательно, когда болельщик получил эмоцию, мы для этого и работаем.

Мультимедийный онлайн церемонии закрытия сезона-2023/24 от Hockey.by


Текст: Иван Грунтов